Версия для слабовидящих

МКДОУ «Детский сад «Незабудка»

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Конкурсное  задание «Моя педагогическая философия»

 

(Калинина Светлана Николаевна, воспитатель МКДОУ

«Детский сад «Незабудка»  п. Воротынск)

 

Эссе «В каждом ребёнке солнце»

 

В каждом ребенке солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Почему я выбрала профессию воспитатель? Призвание ли это? С чего всё началось?

Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый человек, а ответив на них, можно понять и познать своё истинное призвание, осознать всю его необходимость и важность в любом обществе и в любую эпоху.

С чего всё началось?  Может с папиного всёпонимающего взгляда и тёплой большой руки, готовой поддержать в любой момент. Может с моей воспитательницы, которая могла согреть своим вниманием каждого, была нам второй мамой. Её ласку и нежность я не забуду и пронесу на протяжении всей жизни. А может с преподавателя в художественной школе, к которой хотелось бежать на занятия, с каждым разом познавая все больше граней художественного творчества, с ней мы научились передавать свое видение мира на бумаге, научились описывать красоту мира не словами, а красками. 

Позже я прочитала такое выражение Ницше: «Учиться по-настоящему любить и учиться быть по-настоящему добрым человеком, надо ещё из самых малых лет, будучи ребёнком». Мне повезло с родителями, которые, благодаря своей заботе, доброте и душевной теплоте, научили меня, прежде всего, любить всё, что тебя окружает и по-доброму относиться к миру. Я считаю себя счастливым человеком, который на своем жизненном пути встречает интересных, любящих своё дело людей, у которых можно многому научиться и многое почерпнуть. И мне очень бы хотелось, чтобы нашим детям встречались на пути становления настоящей личностью, именно такие не случайные люди.

Я с самого детства любила рисовать, поэтому и училась в художественной школе, потом был педагогический институт и мой первый опыт работы был в школе. Позже мне представился случай перейти в детский сад. И вот только тогда пришло осознание того, что работа с детьми - эта  не работа, а призвание.

Я воспитатель по изобразительной деятельности. Мне доставляет огромное удовольствие работать с детьми. Если вы хотите быть действительно счастливым в этой жизни, помимо всего прочего, необходимо чтобы работа была одновременно любимым увлечением, стала любимым делом, которое необходимо постоянно совершенствовать. Поэтому я стараюсь проводить занятия так, чтобы достучаться до каждого ребёнка, отдаю частичку своей души и получаю в ответ добрые и благодарные улыбки и непосредственные, оригинальные работы. В своих рисунках они выражают себя, делятся с нами самым сокровенным, своим миром и мыслями. Мне очень важно, чтобы ребёнок верил в свои силы и знал, что всё возможно. Благодаря вере в себя обычные художники, музыканты, писатели стали поистине знаменитыми и известными, стали эталонами для подражания в той или иной деятельности. Очень важно заметить даже самое маленькое достижение малыша и обязательно похвалить его за это достижение. Похвала обязательно вернется верой в себя, преодолеет  страхи ребенка и подарит надежду в будущем и желание делать даже то, что иногда не получается.

Я думаю, что в любой профессии нужно развитие, необходимо всегда стремиться к чему-то большему. Я постоянно занимаюсь самообразованием, изучаю, стараюсь быть в курсе происходящего вокруг, соответствовать нынешним потребностям современных детей. Мне самой неинтересно работать по старым разработкам, а если не интересно тебе, что говорить о детях. Они моментально чувствуют, их не обманешь, ведь чтобы увлечь современного ребенка, самим необходимо быть увлеченными.  Сейчас существуют такие возможности сделать занятия более интересными с использованием интерактивной техники и применением различных  изобразительных материалов. Считаю, что самое главное вызвать -  интерес у детей и привить любовь к деятельности. Я уверена, что занятия в детском саду должны вызывать у них лишь радость, увлеченность, положительный настрой.  

Именно поэтому я в своей работе стараюсь использовать разнообразные художественные материалы, применение смешанных техник (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, граттаж,  пластилинография рисунок поролоном, пастелью, сангиной, и др.), включать в работу дидактические игры, постоянно поддерживая интерес к изобразительной деятельности, развивая художественное творчество. Сейчас мы с детьми осваиваем новую технику – ниткография. И самая большая награда для меня,  когда ребята с горящими глазами спрашивают: «А когда мы ещё будем так интересно рисовать?». Все дети с ранних лет очень любят рисовать и наша задача поддержать их активность и интерес, освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности, а также помочь им поверить в самих себя и пронести эту веру на протяжении всей жизни, открыть доброту и сокровенность души и научить делиться этой добротой с окружающими, передать накопленный опыт последующему поколению.

Приятно общаться с родителями, которые делятся успехами своих детей,  увлеченно пересказывают рассказы своих детей о занятиях, разделяют радость со своим ребенком. Беседуя с мамой ребенка, вместе радуемся его достижениям. Кто-то скажет, рисует хуже многих других детей такого же возраста. Но мы-то знаем, еще вчера он совсем отказывался от деятельности, с трудом рисовал несложные по форме предметы, а сегодня он охотно рисует дома самостоятельно. Да, его рисунки ещё не очень выразительны, но там уже присутствует сюжет, о котором он охотно рассказывает, в них часть его души и внутреннего мира.  По моему мнению, очень важно разглядеть возможный скрытый потенциал каждого ребенка.

В наш век компьютерных технологий появилась новая форма работы с родителями через сети интернет, которая помогает выстраивать партнёрские отношения даже с очень занятыми родителями. Посетив сайт детского сада, они могут задать интересующий вопрос, оставить отзывы или пожелания. И нам очень приятно читать слова благодарности, чувствовать заинтересованность родителей в нашем общем деле – воспитании творческих детей. Так же не забываем и о более традиционных формах работы. На родительских собраниях очень эффективны мастер-классы, после одного из таких приходят дети и рассказывают, что они дома вместе с мамой или папой рисовали в той или иной технике. Если папа отложил все свои дела и подготовил вместе с ребёнком лист для граттажа, покрыв его сначала разноцветной краской, потом парафином и затем слоем гуаши, чтобы вместе с дочкой порисовать… Я думаю, это и есть то, ради чего стоит работать. Пусть не все, но кто-то из присутствующих родителей после собрания задумается и совершит нечто подобное. Ведь в наше время многие семьи имеют в доме мощный компьютер, планшет, телевизоры в каждой комнате, но при этом коробки пластилина и красок нет. И наша задача не рассказать, а показать  и доказать родителям, как всё это необходимо для полноценного и гармоничного развития наших детей. Ни одна современная техника не сможет заменить обычного общения родителей и детей во время совместного занятия творчеством, сейчас родители отодвигают духовные блага на второй план, зарабатывая деньги, они забывают, что детям просто не хватает их внимания, заботы и душевных разговоров, которые, возможно, и возникнуть при совместном времяпровождении. Так родители смогут лучше понять своего ребенка и помочь ему в дальнейшем преодолеть все трудности, считаю, что творчество сближает, позволяет понять душу и мировоззрение ребенка.  

Мастерство педагога – это не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. 

Проходя по родным улицам, я часто слышу «Здравствуйте, Светлана Николаевна!» муж шутит, что я очень популярна,  а у меня от каждого приветствия улучшается настроение, ведь это не просто любезные прохожие, а это те, в которых мы вложили частичку своей души и доброты, те ради которых мы все живём, те на которых мы надеемся и те в которых мы верим.

Сейчас все только и говорят о необходимости воспитания интеллектуальных и нравственных личностей, которые будут развивать нашу страну, её экономику, науку, все хотят жить в процветающей стране. Профессия воспитателя – одна из самых важных, почётных и ответственных. Общество доверяет ему самое ценное, самое дорогое — наших детей. Ведь всё начинается с раннего детства. И детский сад, являясь первой ступенью образования, имеет огромное значение в будущем нашего поколения. Ведь именно в саду закладывается фундамент личности ребёнка, где он получает уроки доброты, любви к Родине, её истории, познаёт богатство окружающего мира, учится думать и творить. И меня очень беспокоит сегодняшняя тенденция к сокращению штатов в детских садах. Во многих учреждениях убирают специалистов, которые, на мой взгляд, просто необходимы. В нашем саду специалисты очень тесно работают с воспитателями и родителями. Есть сплоченная команда, которая работает над самой главной задачей - создать условия для развития, интересного проживания  детей в ДОО.

Да, я счастливый человек, который нашел своё призвание!

 

Назад